img1
img2
img3

Авиа-ж/д билеты и автобусы, отели, прокат авто

BiletyPlus

Прогулка по затонувшим кораблям Красного моря

 

Главное правило дайвинга - количество погружений должно совпадать с числом всплытий.

 

Со школьной парты я лелеял мечту - стать исследователем океанских глубин. Но все как-то не складывалось. И вот два года назад в Таиланде все-таки решил воплотить свою задумку в жизнь и освоить обучающую программу в местном дайвинг-центре.

 

После прохождения курсов и сдачи экзаменов по теоретической и практической частям мне присвоили сертификат международного образца (по системе PADI), который признается во всех частях света. Тогда еще новичок в дайвинге (Open Water per - OWD), я решил в дальнейшем совершенствовать свои навыки и, если все сложится, побывать на Красном море. Уж очень нахваливал мой первый инструктор тамошние подводные красоты.

 

Лирическое отступление или о пользе знаний при занятиях дайвингом

 

Сколько раз слышал: "Зачем он нужен - этот дайвинг. Надел акваланг, бултых в воду и наслаждайся подводными красотами". И всякие там регламенты, инструкции, тесты и учебные программы вроде как не нужны. Ну что ж, утонуть без правил - дело нехитрое. А вот попробуй погрузиться на дно морское по науке, а затем подняться на поверхность без ущерба для здоровья. Это уже посложнее будет, и на авось не проскочит - необходима серьезная теоретическая подготовка, плюс к тому же под присмотром инструктора должно освоить практические навыки дайвинга.

 

И грызть гранит науки надо не абы как, а серьезно и основательно. Потому что водная стихия не прощает пренебрежительного к ней отношения. Следовательно, относиться к морю, реке, либо заросшему камышом озеру нужно уважительно. Иначе, как у сапера - одна ошибка и ты уже в прошлом.

 

Красное море - бирюзовая вода

 

Все пошло по плану: в ноябре 2010 года моя поездка на Красное море (недалеко от Египта) обрела реальные очертания. Заодно я решил "продвинуться" в деле освоения морских глубин - получить сертификат Аdvance OWD. Предварительно в Интернете нашел один московский клуб подводного плавания "ЛК" и через него заказал дайв-сафари вместе с обучающей программой. Стоимость восьмидневного путешествия на специально оборудованной яхте с полным пансионом (включая билет на самолет из Москвы только до Хургады и трансфер) без аренды снаряжения - 48 тысяч рублей. Забегу вперед, позже за прокат снаряги заплатил еще около 160 долларов США плюс 50 баксов - чаевые команде.

 

Самолет приземлился в Египте поздним вечером. Меня и еще одного дайвера встретили в аэропорту и отвезли на яхту "Bohemia". Хозяин корабля - египтянин, экипаж - тоже из местных смуглых ребят.

 

Поселили нас в двухместной каюте на корме. Затем один из арабских дайв-гидов - Мохаммед помог мне подобрать гидрокостюм по размеру, компенсатор плавучести (нечто похожее на спасательный жилет), боты и ласты. Сборы закончены. Нас накормили поздним ужином и спать. Завтра - в поход.

 

Нас утро встречает прохладой

 

Проснулся рано утром. Вышел на палубу. Зябко, однако. На горизонте в туманной дымке - силуэты гор, на берегу - невысокие белоснежные отели и кучерявые пальмы. И громкая арабская музыка из мобильника палубного матроса.

 

Прощальный гудок теплохода. Наша яхта "Bohemia" отчалила от пирса порта Хургады. Пошел отсчет маршрута (день 2) нашего дайвинг-сафари по рэкам (затонувшие объекты - в основном корабли) и рифам отдаленных мест на севере Красного моря. В этот же день первая остановка у Shaab El Erg (здесь и далее транскрипция из маршрутного журнала погружений). Как пояснил дайв-инструктор Альберт Кадохов, который сопровождал нашу группу (около 40 человек) из Москвы, здесь у нас утренний чек-дайв (пробное погружение). По словам египетского дайв-гида и инструктора Сами, который, кстати, прекрасно говорит по-русски, рядом с этим сайтом (место для погружения) находится знаменитый Дом дельфинов.

 

Инструктаж и погружение в открытое море с борта яхты. Быстро преодолев небольшое внутреннее волнение, ухожу под воду на глубину 11 метров. "Здравствуй, царство грозного Нептуна! Я к тебе не надолго, в гости". Жаль только, ни одного дельфина так и не увидел. А вот небольшие скаты, рыбы попугаи и другая живность - пожалуйста, любуйся. Позже, обед - по принципу шведского стола. Среди гарнира - бобовые. Коллега по дайверскому цеху пошутил: "Девчонки, налегайте на горох. Нейтральную плавучесть можно без труда поддерживать. А если кончится воздух в баллонах, всплывете за счет надутого гидрокостюма".

 

После небольшого перехода остановка у другого сайта - OnKosh. Местные воды славятся богатой фауной. Погружение с "Зодиака" (надувная моторная лодка) при слабом течении - на 17 метров, вдоль рифовой стены, где прилепились причудливые узорчатые карнизы из ветвистых кораллов.

 

На каждом этаже - "гнездится" свой вид рыб. Больше всего - у поверхности, где теплые слои воды.

 

Время от времени в поле зрения оказывались рыбы-наполеоны, глассфиши и болтфиши, морские звезды и ежи с длинными иголками, спрятавшиеся в небольшие гроты. К вечеру почувствовал, что немного оглох. Как образно выразился один коллега: "Сейчас с недельку будешь слушать аквариум". По всей видимости, при погружении с непривычки от резкого перепада давления дали "слабину" мои барабанные перепонки.

 

Семь футов под килем и две бутылки рома

 

Бутылка, которую мне удалось найти во время погружения на Вigsiyul (день 3) на глубине 22 метра, правда, оказалась пустой. Чуть погодя нашел еще одну, тоже опорожненную. Чокнулись с напарником бутылочной стеклотарой за успешное прохождение сафари, сфотографировались на память и проследовали дальше.

 

Перед выходом на поверхность немного поигрались с морской черепахой. Жаль, воздуха в баллонах осталось маловато. В этот же день после перехода на сайте Small Gubal еще дважды ходили под воду. Глубина - 25 метров, местами сильное течение. Наша группа старалась поближе держаться к рифу: не так сносит в сторону. Заметил на дне обломки затонувшей баржи. Остов корабля похож на скелет кита средних размеров: шпангоуты, как ребра, торчат из каменистого грунта. Возле куска полуразвалившейся обшивки, лениво шевеля плавниками, замерла лохматая крылатка.

 

Чуть дальше на дне притаилась едва различимая рыба камень. Блестя серебристой чешуей, рядом проплыли несколько рыб-флейт. Спрятались в каменных россыпях несколько двухметровых мурен, выставив из расщелин свои головы. "Не подходи!", как бы предупреждали они проплывающих мимо дайверов, разевая свои страшные зубастые пасти.

 

Перед самым всплытием увидел еще одну небольшую хищницу (мурену) редкого белого окраса. Отметил, что стала налаживаться нейтральная плавучесть: с каждым погружением чувствую себя под водой все более уверенно.

 

Эхо войны

 

После ночного перехода наша яхта остановилась (день 4) у транспортника Thistlegorm, который считается лучшим рэком Красного моря. Запланировали два посещения этого объекта. Для лучшей ориентации под водой (вокруг нас скопилось большой количество дайверских ботов) спуск и подъем по канату. К тому же наше судно наверняка не перепутаешь с другими катерами - на его днище продублировано название "Bohemia". Мимо не проплывешь.

 

Первое погружение на глубину 30 метров. Во время спуска такое ощущение, что попал в рыбный бульон - так много вокруг разнообразной живности. Зашли с кормы затонувшего судна, первая остановка у огромных винтов. Недалеко от нас в толще воды зависла огромная рыба - наполеон. Затем через пролом в середине корабля заплыли в трюм. Thistlegorm - транспортное торговое судно, построенное в 1940 году, грузоподъемностью 5000 тонн, длиной 131 метр, а шириной 17,5 метров. Во время Второй Мировой войны в октябре 1941 года корабль перевозил грузы для британских войск в Северной Африке. В трюмах находился большой арсенал боеприпасов. На палубе корабля стояли два легких танка, два железнодорожных вагона и два паровоза. Бомбардировщики германских Luftwaffe, вылетев с Кипра, обнаружили судно на подходе к Суэцкому заливу и атаковали его. Бомбы попали как раз в четвертый трюм, где находилась взрывчатка, которая сдетонировала. Мощность взрыва была такой, что оторвало корму. Корабль моментально пошел ко дну и затонул с креном около 45 градусов на глубине 30 метров. Под водой остались: развороченные взрывом железнодорожные вагоны, паровоз, танкетки, тягачи, мотоциклы BSA, грузовики Bedford и россыпи проржавевших боеприпасов. На палубе, опустив ствол, навечно застыла зенитка, покрытая коралловыми наростами.

 

И еще, оказывается обломки судна были впервые обнаружены знаменитым исследователем океанов Жаком Кусто в 1956 году. Во время подводной прогулки по останкам корабля заглянул в иллюминатор одной из кают. Темноту тесного помещения разрезали тонкие лучики света, на потолке, словно капельки ртути, скопились пузырьки воздуха, поблескивая в полумраке. Мистическое место с налетом трагедии. Во время второго погружения - прошли судно насквозь. Осторожно пробираясь по тесным переходам, следил за тем, чтобы нигде не зацепиться снаряжением. На палубе буйно разрослись колонии мягких кораллов: теперь это место обитания для огромного количества разных видов рыб. В трюме забрался в кабину грузовика. Рулевое колесо кто-то уже умыкнул на память. Подергал рычаги. Да, кто мог предположить, что это авто вместо того, чтобы бегать по земной тверди, навсегда обоснуется на морском дне.

 

Снимаемся с якоря. Небольшой переход и мы в скором времени оказались у рэка Ghiannis D. Это греческое грузовое судно, построенное в 1969 году и потерпевшее крушение 19 апреля 1984 года по пути из Rijeka в AI-Hudayda. Корабль налетел на риф Abu Nuhas. Судно еще какое-то время находилось в полузатопленном состоянии, но приблизившийся шторм расколол корабль на две части. Корпус судна сохранился практически целиком. В обломках корабельного каркаса спали небольшие стаи рыб, по округе плавали косяки треволифишей и снеперов. Наша группа сфотографировалась на его палубе. Подъем, ужин и подготовка к ночному дайву.

 

Погружение в темное время суток проходило у Yellowfishreef (глубина около 15 метров). Инструктор Альберт Кадохов возглавлял нашу группу, над его головой светили яркая сигнальная палочка. Под водой не была уж такая непроглядная тьма. Полная яркая луна удобно устроилась на небосклоне, освещая египетские окрестности. Мощные лучи от подводных фонарей выхватывали из мрака колонии кораллов, зазевавшихся рыбешек. Вот и испанский танцор (голожаберный моллюск), грациозно загибая края красной мантии, вальяжно проследовал мимо нас. Говорят, что его можно увидеть только ночью: днем он прячется подальше от своих многочисленных врагов.

 

Встреча с дельфинами

 

На пятый день нашего сафари мы исследовали два затонувших судна. Отмечу, что большинство кораблей, которые мы посетили, лежат на склоне рифов на небольшой глубине, доступной для дайверов-любителей, что позволило нам, кроме всего прочего, полюбоваться естественными подводными пейзажами.

 

Первая остановка нашего очередного подводного вояжа - рэк Marcus. Это судно, перевозившее керамическую плитку, погрузилось в морскую пучину в 1978 году. Завалившись на бок, на глубине 25 метров, оно мирно почивает на морском дне. Второй объект, где мы побывали в этот день,Carnatic - старинное парусное судно 19 века (также на его борту находилась паровая машина) водоизмещением 1776 тонн. Парусник "Carnatic" был спущен на воду 8 декабря 1862 года в Poplar (Англия) известной британской пароходной компанией P&O Company. Имя корабль получил от названия региона в Индии. Его длина 98 метров, ширина 13 метров. Судно следовало из Ливерпуля в Бомбей с 27 членами команды, 203 пассажирами, грузом хлопка, меди и 40.000 фунтами стерлингов золотом. В ночь на 13 сентября 1869 парусник столкнулся с рифом Shab Abu Nuhas. В октябре 1869 года водолазы подняли на поверхность большую часть золота и 700 медных пластинок. Но вот 8.000 фунтов стерлингов исчезли неведомо куда: может быть, это золото до сих пор находится на борту корабля. Кто его знает - клад до сей поры не найден. И сколько я не высматривал блестящие кругляшки среди обломков кораблекрушения, так ничего и не обнаружил. Судно лежит на глубине 15-27 метров, с сильно разрушенной серединой, но при этом нос и хвост корабля хорошо сохранились. Деревянные палубы сгнили, обнажив внутренности погибшего судна. Корпус же корабля порос твёрдыми и мягкими кораллами различных цветов.

 

Позже перед ужином был дрифт-дайв (сплав) у рифа UmmGamar (глубина 20 метров). Очень живописное место. Там мы и встретили под водой небольшую группу дельфинов. Но прежде я услышал характерные щелчки, при помощи которых дельфины общаются друг с другом и исследуют окружающее пространство. Один из них подплыл к нам совсем близко. Как серая торпеда он промчался мимо и, заложив крутой вираж, исчез за ближайшим рифом.

 

SMSка для акул

 

Вечером, когда все высыпали на палубу яхты, чтобы насладиться прохладой, кто-то задал вопрос: "А где же в Красном море водятся акулы?". Действительно, за все время дайв-сафари мы их так и не встретили. На что один остряк посоветовал отправить им SMS, тогда хищники глубин приплывут к нам в гости. Позже, в декабре, акулы пожаловали в гости к пляжам Шарм-эш-Шейха, покусав при этом несколько туристов. Но это уже совсем другая история.

 

Хотя накопилась усталость, но решил все-таки не пропускать ночной дайв. В этот раз на 19-метровой глубине встретил большого лангуста, который важно шествовал по песчаному дну, шевеля длинными усами. Также обнаружил морских ежей с длиннющими колючками и несколько рыб-флейт. Еле различимая рыба крокодил замерла среди гальки, прячась от света фонаря. Спешно улепетывал от приставучих дайверов, ускользая в темноту, большой мерцающий кальмар.

 

Внизу - бездна

 

Шестой день. Спуск у стены рифа AbuElKafan на глубину 20 метров. Внизу - несколько сотен метров. Нас сразу предупредили: не отплывать далеко от рифа, иначе сильное течение унесет в открытое море. Похожая на длинную черную ленту мурена в поисках пищи рыскала вдоль стены, проверяя каждую выемку, расщелину. Под защитой ветвистых кораллов притаилась осторожная рыбная молодь.

 

Второе погружение на рэк Salem Express. Во время инструктажа нас из этических соображений попросили не заплывать в каюты корабля: по словам дайв-гида Мохаммеда, еще не всех погибших пассажиров нашли под обломками. Пассажирский теплоход "Salem Express" был построен в 1966 году, затонул 15 декабря 1991 года в Красном море, наткнувшись на Hyndman риф. На борту судна находились паломники, возвращавшиеся из Саудовской Аравии. Корабль сильно ударился о риф, в результате чего в корпусе возникла пробоина. Судно пошло на дно почти мгновенно, спастись удалось только 180 пассажирам, в результате кораблекрушения погибло около 950 человек. Паром находится на глубине от 10 до 32 метров.

 

Убедился, что на корабле неплохо сохранились практически все элементы надстроек и такелажа. Выделяются огромные винты, возле которых всегда крутятся дайверы. Вдоль правого борта можно увидеть несколько шлюпок, все еще прикрепленных к судну, а также громадные дымовые трубы с огромными буквам "S". Пространство вокруг судна на многие метры усеяно обломками шлюпок, груза, сброшенного с палуб, можно увидеть даже личные вещи пассажиров. Один из дайверов нашей группы нашел недалеко от теплохода двухкассетную магнитолу и водрузил ее на плечо, другой - судовой рупор. Оба потом бережно положили эти "раритеты" на прежние места. Жуткое место, иначе, как подводным кладбищем его не назовешь.

 

Главное меню

Страны